Люди селились здесь с древности. В районе насчитывается более 100 археологических памятника, относящихся к разным историческим эпохам. Судьба многих сел связана со строительством Чуйского тракта. В селении Майминском, жили крещеные алтайцы и русские. Основано оно было в 1810 году заводскими крестьянами – братьями Зяблицкими, до переселения жившие в Чаргазацкой заимке Колывано-Воскресенских заводов. Здесь же поселились несколько семей кочевников Нижне-Кумандинской волости во главе с крещеным Чендеком. Его потомки стали активными помощниками православной миссии на Алтае.

Вот как архимандрит Макарий описывает это место: «Климат почти малороссийский; рыба в преизбыточестве; земля для хлебопашества и скотоводства способнейшая; дров в лесу множество; пчеловодство цветущее. Майма от Бийска верст 80» (27 ноября 1831 года) /Письма, 1905, с.244/. А через три года в одном из писем он подчеркивает «Миссия имеет стан свой, можно сказать у врат Алтая, в селении, которое по устью реки Маймы, впадающей здесь в Катунь, называется Усть-Майминским» (8 ноября 1834 года) (1) Развитие, рост и соединение села Майма и деревни Чергачак, (представлено Кузнецовым Радием, выпускником школы №1).

.

Годы и количество дворов

Населенный пункт

1789

1810

1859

1885

1893

1895

1911

1926

1982

2009

c.Майма, Улалинской управы

Упоменаеться

.

47

89

98

в этом или годом раньше,

Майма и Чергачак соединились

118

152

9988

человек

15562

деревня Чергачак

.

4

18

101

139

160

206

1810 год – это был первый Чергачак, (основанный Корчугановыми, Бедаревыми, Зяблицкими) располагавшийся по старому Бийскому тракту на прилавке, у горы Большой камень, последней постройкой была кожевня 1890 года. (Иная версия – более вероятная - на острове «Старая деревня», в районе 10 магазина.)

24 января 1817 года Бийский земский исправник доносил в Томск: «Из числа живущих в селе Быстрянском разных волостей ясачных настоящими домами по-русски Алексей Сафронов с товарищами просят о позволении им переселиться из Быстрянки на 25 верст от их селения. На устье реки Наймы, впадающей в реку Катунь, т.к. там места для хлебопашества и скотоводства выгодны.

Напротив того, около Быстрянки полному ныне заселению ясачных земли выпахались». Но, когда 9 ясачных семейств прибыли на устье Наймы, оказалось, что на этом месте уже начали селиться заводские крестьяне заимки Чаргазацкой «Алексей Заболоцкий с товарищи» и построили довольно домов и распахали пашни» Быстрянец Сафронов и его спутники, столкнувшись с такой неожиданностью, обратились за помощью к начальству: «он же и прочие его товарищи, хотя имеют домы и пашни, но эти крестьяне, не допущая их чинят хлебопашеских и в звероловстве совершенное притеснение, от чего они пришли в крайнее разорение, а потому просят от такого стеснения защитить их». Исправник обратился к управителям Горной канцелярии Беглову и Сахарникову, и последний уведомил его, что о притеснении ясачного Сафронова с товарищи деревни Чаргазацкой Заболоцкому и прочим учинено строжайшее подтверждение». 1885 год.

Чергачак, позднее был назван «Забокой», располагался напротив парома в село Подгорное. «Утеснён» в наводнение в 1888 году (ещё были наводнения в 1896. 1925, 1969 годах). Легенда о селе Майма (рассказанная старожилом села Танковой Г.Д) Село Майма до прихода русских поселенцев, было стоянкой алтайских родичей «майманов». Дата первого упоминания села 1789 год. Юрты стояли на полянах леса, в то время лес был смешанный, густой, река полноводная, рыбная, зверья всякого. Алтайцы то откочевывали, то возвращались на понравившееся устье реки Маймы, сливающейся с хозяйкой гор Кадын. Занимались охотой, скотоводством, рыбной ловлей. Торг вели с купцами, промышлявшими по Мунгальскому древнему пути. Однажды, оставив на зимовье, на берегу реки своих жён и детей, мужчины ушли на охоту. А, вернувшись, встретили полное нежелание откочевывать с этих мест, женщины устроили настоящий бунт.

В судьбе майминцев большую роль сыграла деятельность Алтайской духовной миссии. О. Архимандрит Макарий, в мире Михаил Глухарев управлял миссией 13 лет и 8 месяцев. Крестив 675 душ, каждого ново крещеного инородца, как семьянина, старался обзавести домиком или скотом или земледельческими орудиями, поселяя кочевых близ себя, приучая их к оседлой жизни, на что с радостью тратил скудные последние средства миссии, не оставляя для себя своего магистерского оклада, отказывая себе даже в употреблении чая, заменив его баданом.

В «Алтайском историко-статистическом сборнике », Томск, 1890г, на странице 256 отмечено, что «миссией школы открыты: 1838г-мужская. В 1868 г женская со187 и 168 учебными днями». В «Памятной книге Томской губернии за 1885 год» на стр.212 сообщается, что двое из сотрудников Просветительской миссии арх. Макария характеризуются так: Орлов Архип Абрамович, участник войны 1812 года, георгиевский кавалер, пришедший в Майму пешком в марте 1840 года. «…знания его состоят в отправлении церковной службы, хлебопечении и обучении детей грамоте»» София де Вильмон (дочь погибшего в Бородинском бою русского офицера, золото медалистка Смольного института), «..служила в Майминском стане обучением детей и лечением больных в 1840-1844 гг.» в другом месте добавлено «сеет добро!» (5) В среднем училось 5-20 мальчиков и 7-13 девочек; из письма сотрудника Ландышева от 12. 2.1847 г. «много хлопотал я о заведении приходского училища при Майминской церкви».

В 1845 году в Майме томским купцом 2-ой гильдии-Михайлом Шебалиным была построена каменная церковь. В1847 году из миссионерской церкви, она стала приходской. В 1936 году церковь была закрыта и отдана под клуб. В 1994 году вновь была создана православная община, которая была заинтересована в возврате здания под церковь. Но только спустя 2,5 года, в июне 1996 года пришло постановление из Москвы «О возврате народу церковь в с. Майма». 8 января 1997 года состоялась первая служба, которую вел протоирей отец Ростислав из Горно-Алтайской Преображенской церкви. В январе этого же года епископ Барнаульский и Алтайский Антоний направил в Майминскую церковь первого священника отца Сергия, который был настоятелем церкви три года. С сентября 1999 года настоятелем церкви является иерей отец Георгий, который в апреле 2002 года назначен Благочинным Республики Алтай.

Вернемся в ХIХ век. В 1868 году в Горный Алтай приехал турист, князь Н. Костров. Наше село впечатлило путешественника: «Чергачак – одно из лучших селений, какие нам случалось видеть на Алтае, здесь есть очень красивая церковь во имя Сошествия Св. Духа»

Откуда пошло название Майма – Чергачак? «Издавна, у слияния рек Катунь и Майма жили люди, которые называли себя «маймалар» - майминцы. Занимались они охотой в густых лесах, что тогда по долине реки росли, лошадей водили, скот всякий держали. Со временем стали поселяться в этих местах русские крестьяне. Приходили они из-за горы Пикет, где раньше граница русского царя проходила, казачий пост был. Крестьяне селились по правому берегу реки Маймы, плодородные земли им понравились. Так и жили: алтайцы по левому берегу, русские по правому. Друг другу не мешали, поэтому ссор или свары какой между ними не возникало. Добрыми соседями оставались, хотя поначалу близко между собой не сходились. Первыми приходили сюда из России крестьяне-бедняки, у которых не было имущества, ни тягла не было. Приходилось им на новых местах, на коровах землю обрабатывать, в телеги запрягать. Редко у кого пара волов имелась. Смотрели на соседей алтайцы и удивлялись: «Почему эти странные люди на коровах, а не на лошадях землю пашут?» Ну, русские алтайцев пирогами да калачами угощали. Раньше-то алтайцы хлеба мало ели, а то и вовсе не ели. Только кое-где ячмень помаленьку сеяли, талкан готовили, лепешки пекли. Мало-помалу торговлю кое-какую между собой завели. Алтайцы русским скот пригоняли, кожи выделанные приносили, пушнину всякую и другое, что имели в избытке. А русские им хлеб. Да зерно, материю всякую, железные поделки необходимые, что их кузнецы ковали, в обмен предлагали. Так обзавелись русские лошадьми, на них землю обрабатывать начали.

Да только с самого начала русское село, что год от года разрасталось, называли местные жители «Чаргычак». Считается, что произошло это название от слова «чаро», что означает вол. Другие выводят его от слова «чарык», т.е. пахота. Чем больше люди друг друга узнавали, тем ближе сходились. Алтайцы русских мужиков в тайгу шишковать водили, когда кедровые шишки поспевали, охотиться на местное зверье учили. Ну, а русские алтайцев землю обрабатывать приучили, когда что сеять и сажать подсказывали. Шли годы, алтайцы и русские роднились между собой. Сообща мост через реку Майму построили. Стало село называться Майма-Чергачак. Потомки этих людей до сих пор в тех местах живут» (Бронтой Бедюров)

 

Версия для печати